История

Одноименная деревянная церковь на погосте Песно впервые упоминается в Торопецкой писцовой книге 1540-41 г.г. Затем она упоминается в «переписной книге переписи Торопецкого уезда Петра Козлова в 1710 г.»: «… № 371 По скаски папа … погост Песна храм во имя Преображения Спасава…».

Строительство каменной Преображенской церкви началось в 1745 г. и длилось до 1775 г. Скорее всего храм строился на средства помещицы Челищевой, которая, предположительно, похоронена вместе с малолетним сыном в склепе рядом с церковью. Упоминание о Челищевой находим в «делах Канцелярии Синода по Смоленской Епархии за 1771 г.»: «…внук священника Преображенской церкви села Песна Торопецкого уезда дьячок Конон Семенов подал прошение о назначении его священников в эту церковь, так его прадед и дед были там священниками; помещица Челищева вычеркнула его отца из подушного оклада и согласно указа от 1768 года всех выведенных из подушного оклада в причт не назначать».

Погост Песно на геометрической карте Псковской губернии 1785 г.
Церковь Спаса Преображения. Погост Песно на геометрической карте Псковского уезда 1785 г. Обратите внимание, сколько вокруг Песно других деревень!

Челищевы – старинный дворянский род, ведущий свое начало от Вильгельма Люнебургского (в православном крещении Леонтия), прибывшего в Новгород в 1237 г. от двора Курфюрста Люнебургского, ведущего в свою очередь род от императора Священной Римской империи Оттона III. Его брат Карл по прозвищу «Челищ», в православном крещении Андрей — воевода на службе у Александра Невского, по преданию участвовавал в разработке стратегии Ледового побоища и принимавший в нём непосредственное  участие.  По другим сведениям в битве принимал участие сам Леонтий, по прозвищу «Чело», который за проявленную храбрость и получил от Александра Невского «в кормление» город Торопец. Так или иначе Челещевы прочно обосновались в Торопецких землях и внесли большой вклад в их развитие. В XVIII веке Челищевыми было построено свыше 30 каменных храмов в Торопецком уезде и его окрестностях.

В 1840-м г. в связи с сокращением штатов к Преображенской церкви п. Песно приписывается церковь Живоначальной Троицы на погосте Троицкое (Ново-Троицкое), что в 4 верстах от п. Песно. Троицкая церковь была построена в 1740 г. «усердием помещика Ивана Сергеевича Челищева». До нас дошло подробное описание храма, опубликованное в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1896 г.

Фотографии Троицкой церкви из архива МУАР им. Щусева.
Храм Преображения Господня в д. Песно. Фотографии Троицкой церкви из архива МУАР им. Щусева. (1)    Храм Преображения Господня в д. Песно. Фотографии Троицкой церкви из архива МУАР им. Щусева. (2)

По данным 1876 г. к Песненской церкви приписано 105 дворов (520 мужчин и 552 женщины), по данным на 1879 г. — 632 мужчины и 700 женщины. В самом Песно по данным «Списков населенных мест Торопецкого уезда 1885 г.» -  4 двора и 15 жителей.

Погосты Песно и Троицкое на топографической карте Псковской губернии 1890 г.
Церковь Спаса Преображения. Погост Песно на военно-топографической карте Псковской губернии 1890 г. На этой карте есть и сельцо Сергеевское (вотчина Лопатина) и погост Вехоновский (родина священника Петра Чернозерского). В левом нижнем углу карты.

В 1890 г. на  кладбище в Песно был похоронен уроженец села Сергеевское , что рядом с Песно, тайный советник, почетный гражданин и бывший губернатор г. Смоленска, дворянин Александр Григорьевич Лопатин.

В XIX веке храм незначительно перестраивается, появляется надвратная колокольня.

Фотография Спасо-Преображенской церкви в д. Песно, начало XX века.
Церковь Спаса Преображения. Храм перестраивался в 19-м веке. Сводчатые перекрытия притвора и апсиды были перекрыты 2-х скатной крышей и дополнены класицистическим фронтоном. Фотография от goscha130710 из блога http://uchazdneg.livejournal.com/106418.html

История сохранила нам имена некоторых священников, служивших в Песненской церкви: священник Николай Преображенский, иерей Александр Иаковлевич Парийский (с 1856 по +25.09.1896, похоронен у храма), заштатный дьякон Илларион Беллавин (с 12.08.1894 по 22.04.1895), псаломщик Николай Григорьевич Никольский (с… по 08.08.1901), священник Василий Симеонович Танаев (с… по 05.09.1906), священник Владимир Николаевич Мелхиседеков (с 24.10.1906 по 1913 г.).

Вот как написал об иерее Александре Парийском краевед Г.Лошаков, проживавший в  Троицком, в некрологе, напечатанном в «Псковских епархиальных ведомостях в 1896 г.: «40 лет священствовал в Песно и приписанной к ней Троицкой церкви иерей Александр Парийский. По рассказам других, о. Александр попал в Песно сиротою в семью священнической вдовы. Спустя много лет он здесь похоронил тещу, жену, троих детей, в том числе особенно любимую замужнюю дочь, оставившей двух малюток сыновей, и, наконец, своячницу. Так что кроме службы все хозяйство в поле и по дому лежало на нем.  Не смотря на это, он был исполнителен: когда бы не случились праздники, заказные обедни, требы – он был готов на службу, а в годовые праздники посещал дома прихожан, но нигде «не угощался». Последние годы он состоял духовником священнослужителей благочиния и преподавал Закон Божий в Улинской земской школе, верстах в 4-х от погоста… В Троицкой приписной церкви он держал очередь исправно, невзирая на погоду… Будучи терпелив, он не жаловался на болезнь, сносил что-нибудь неприятное и даже казался веселым… Полученными наградами (набедренник, скуфья, камилавка) он не заносился… Наконец он и в беседе не был односторонним, читал и светское и духовное, занимался политикой и проч. Особенно любезен он был 23 ноября, в день своего ангела (Свт. Благоверного князя Александра Невского), я удивлялся умению его занять каждого… На погребении в чудный теплый день 28 сентября собралось много народу, 6 священников и 2 дьякона. Надгробные речи были произнесены о. благочинным Нилом Ратьковским и о. Василием Черепниным…».

По воспоминаниям местных жителей, служба в храме велась до 1936 г. включительно. Храм не был существенно поврежден во время Великой отечественной войны, частично сохранилось внутреннее убранство, иконы, крест, занавески на окнах. Разрушать храм начали в 1950-х. Были сняты деревянные полы для нового здания сельсовета, кирпич разбирался на печи. Из-за отсутствия кровли под воздействием влаги стали разрушаться своды и стены.

Что касается приписной Троицкой церкви, то, по воспоминаниям местных жителей, стены храма рухнули в 1959 г., когда мимо нее проезжал колхозный трактор. Остатки здания разобрали на кирпичи.

Удивительно, но жители д. Песно до 50-х годов XX века сохраняли традицию проведения деревенских праздников в дни празднования Православной Церковью памяти святых бессеребреников Косьмы и Дамиана Римских (14 июля н.с.) и Ассийских (14 ноября н.с.).

Довоенные фотографии Спасо-Преображенской церкви из архива МУАР им. Щусева.

Церковь Спаса Преображения. Надвратная звонница. Никто из ныне живущих уроженцев д. Песно ее уже не застал, однако все знали о месте, где она стояла. Фотография из архива музея архитектуры им. Щусева  Церковь Спаса Преображения. Фотография двух нижних рядов иконостаса из архива музея архитектуры им. Щусева  Церковь Спаса Преображения. Резной престол, фотография из архива муз. архитектуры им. Щусева

 

Послевоенные фотографии Спасо-Преображенской церкви из архива МУАР им. Щусева.

Церковь Спаса Преображения. Фотография конца 40-х годов. Веден след от снаряда на барабане ближней главки. Фотография из архива музея архитектуры им. Щусева.    Церковь Спаса Преображения. Еще одна послевоенная фотография с запада - звонницы нет, крыльцо разрушено. Фото из архива муз. архитектуры им. Щусева    Церковь Спаса Преображения. Послевоенная фотография (пробоина от снаряда в правом барабане) восточной части храма (отличие от западной - заложенные окна в центральном барабане) - алтарь был еще цел! Никакого попадания авиабомбы, как мы думали ранее, не было. Фото из архива муз. архитектуры им. Щусева

TwitterGoogle+FacebookVkontakteLiveJournalPrintShare